«В нашем успехе нет ничего нечестного»

pupils on the street.jpg Успех выпускников частных школ в своей профессиональной и общественной деятельности объясняется  тем, что школы независимы от государства. Из-за недавнего выступления министра образования  Великобритании Майкла Гоува на частные школы обрушилась волна критики. По его мнению, нечестно,  что частные школы добиваются таких успехов. Несколько недель назад он назвал «морально  неоправданным» тот факт, что очень большое число успешных людей являются выпускниками частных  учебных заведений.

 Это отнюдь не является морально неоправданным. Все это просто демагогия. Несомненно, выпускники  частных школ добиваются в жизни больших высот, никто не станет отрицать этот факт. Но нам следует  попытаться лучше понять причины такого результата, прежде чем делать какие-либо скоропалительные  выводы. В чем секрет успеха частных школ? В том, что они успешны, сомневаться не приходится – в этом Гоув был прав. Но если пренебречь логикой и здравым смыслом, такая риторика может привести нас к тем самым скоропалительным  выводам.

Может быть, у частных школ лучше обстоят дела с деньгами? Это не так. Средние затраты на содержание одного ученика в частном секторе образования недалеко ушли от затрат, которые несут государственные школы, если учесть все административные и хозяйственные расходы. Разумеется, некоторые школы могут позволить себе тратить намного больше, чем остальные, но в большинстве случаев это не так. Стоимость обучения за год в большей части частных школ за пределами Лондона даже ниже стоимости обучения в университете (при этом в школе родители платят не только за учебу, но и за проживание и досуг ребенка). У частных школ денег не больше, чем у государственных, но, возможно, они просто лучше их тратят.

Или же все дело в том, что в частных школах ведется жесткий отбор учащихся? Опять же, это не так. Да, некоторые частные школы – в Лондоне и других крупных городах – могут позволить себе отбирать учеников. Большинству же остальных школ этим заниматься не приходится. Может, секрет в том, что частные школы рассчитаны на успешный средний класс? И это не так. За последние 15 лет частный сектор образования существенно расширил социальную палитру своих подопечных. Последняя перепись, проводимая Советом частных школ, выявила, что около 33% всех учеников получают тот или иной вид финансовой помощи, и этот показатель постоянно растет. Только за последний год доля выплат и пособий семьям с ограниченным достатком увеличилась на 10%. Поражает и этнический состав учащихся. Неудивительно, что самые престижные и успешные частные школы предоставляют максимальное количество бесплатных мест и разного рода стипендий.

Быть может, частные школы являются просто бездушными «фабриками» по подготовке детей к сдаче экзаменов? Абсолютно не так. Доказательством тут могут послужить слова самого Гоува об успешности выпускников во всех сферах жизни. В частных школах выше всего ценится разнообразие и сбалансированное и всестороннее развитие личности. Возможно, залогом успеха служит то, что здесь считаются с индивидуальными потребностями каждого конкретного ученика. Вероятно, всему виной связи и круговая порука? Совершенно не так. Большая часть частных школ – а их во всей Великобритании насчитывается сотни – не особо-то и известны. Из-за таких вот предрассудков выпускники частных школ часто испытывают трудности при поступлении в университет и устройстве на работу – многие думают, что они воспользовались своими связями.

Так почему же частные школы так успешны? Все потому, что у них два весомых преимущества. Первое заключается в том, что все учащиеся и их семьи полагают, что образование невероятно важно и считают его бесценным. Все они уверены, что хорошее образование может в корне изменить жизнь человека. Поэтому работа над собой и поддержка - духовная, эмоциональная и интеллектуальная – идет сразу по нескольким направлениям: как со стороны учителей, так и со стороны детей и их родителей. Что же представляет собой второй секретный ингредиент? Это не что иное, как независимость школы. Только школа определяет свои ценности, устои и традиции. Только школа составляет учебные планы и организует внеучебное время. Только школа решает, каких преподавателей нанять, как дать им возможность совершенствоваться и развиваться. Работа ведется с каждым учащимся индивидуально, с максимальным учетом его способностей и потребностей. Школа сама зарабатывает деньги и определяет бюджет. Ответственность за любые решения лежит на школе и на ней одной. Это не всегда легко и удобно, но это того стоит.

И это можно назвать морально неоправданным? Нет, нельзя. Вот что морально неоправданно, так это то, что многие годы правительство настойчиво лишает систему государственного образования тех преимуществ, перспектив и возможностей, которые открыты перед частными школами. Господин Гоув это прекрасно понимает – достаточно взглянуть на его новую образовательную программу. Проблема не в частных школах. Те принципы, на которых зиждется обучение в частной школе, во многом могут стать ключом к выходу из сложившейся ситуации. Дела Гоува, а не его слова, показывают нам, что он это понял.

Кеннет Дарем – директор частной школы University College School в Лондоне и председатель Конференции директоров и директрис частных школ

Вернуться к списку

Подобрать программу
Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных