Как помочь ребенку справиться с тоской по родному дому

sadness.jpg Еще пару недель назад ребенок просто не мог дождаться отъезда в свою новую школу  в Великобритании. Он возбужденно радовался возможности завести новых друзей, множеству  интересных  уроков и увлекательных занятий, он буквально считал дни до начала учебы. Теперь же  телефон просто  не умолкает, ребенок начинает хуже учиться и не может думать ни о чем другом, кроме  как  о возвращении домой. И как можно быстрее.

 Что же произошло? Неужели отправить ребенка учиться заграницу было ошибкой? Что делать  родителям?

 Такое случается сплошь и рядом. Ребенок, просто-напросто, тоскует по дому. Понятно, что родители потратили много времени, сил и эмоций, прежде чем приняли решение отправить своего сына или дочь учиться в английской школе. Но теперь, когда восторг первых дней на новом месте испарился, ребенок начинает осознавать всю глубину произошедшей в его жизни перемены — он понимает, как многого из домашней жизни ему не хватает. Однако хорошая новость в том, что тоска по родине — абсолютно нормальное, естественное и, самое главное, временное явление.

Часто тосковать по дому ребенок начинает после определенного события — например, плохой оценки, конфликта с окружающими или просто из-за плохого настроения — началом может послужить что угодно, что может подтолкнуть ребенка к мысли о том, как все было «лучше» дома. К основным симптомам тоски по родному дому относятся чрезмерные телефонные звонки или электронные письма (особенно с просьбой приехать и забрать его), прекращение или отказ принимать участие в организованных мероприятиях — особенно в тех, где обычно ребенок участвует с удовольствием, избегание общения с окружающими, добровольная изоляция от одноклассников, проявление общей апатии и потеря интереса к тому, что происходит вокруг, постоянные разговоры о доме. Понять, что ребенок страдает от тоски по родине, можно из непосредственного общения с ним, а также обратившись к его попечителю, воспитателям и учителям в школе.

Чтобы максимально эффективно помочь ребенку справиться с этим состоянием, родителям, прежде всего, следует понять, что это абсолютно естественная часть процесса адаптации. Также важно осознать, что, пройдя через этот непростой этап, ребенок поймет, что не «потерял» свою родину и свой дом, а, на самом деле, «приобрел» для себя совершенно новый дом и новое окружение.

Существует также и ряд конкретных действий, которые можно предпринять, чтобы помочь ребенку конструктивно и безболезненно преодолеть этот этап:

  • Нужно понять, что ребенку приходится непросто. Если он хочет выговориться, надо его выслушать. Неважно, что сами родители думают по этому поводу, неважно, что их мнения могут отличаться, главное, чтобы ребенок понимал, что его слышат и поддерживают.
  • Необходимо дать ребенку чувство защищенности. Полезно установить регулярное время телефонных «отчетов» и придерживаться его — даже такая незамысловатая процедура может внушить ребенку чувство уверенности и спокойствия вдали от дома. Также важно установить, в какое время и как часто ребенок может звонить родителям, а также продолжительность этих звонков.
  • Важно способствовать раскрепощению ребенка и его участию в коллективных занятиях. Следует интересоваться, чем он занимается в свободное время, спрашивать о заседаниях различных клубов, спортивных состязаниях, и всячески способствовать тому, чтобы ребенок принимал в них активное участие.
  • Следует помочь ребенку составить ежедневное или еженедельное расписание, в котором были бы сформулированы цели и задачи (вступить в какой-нибудь клуб или принять приглашение на какое-либо собрание), и планы на свободное время (посещение спортивного состязания, участие в экскурсии или походе и т. п.). Такой план поможет ребенку чувствовать себя увереннее и грамотно распоряжаться своим временем.
  • Полезно поддерживать связь с воспитателями и учителями ребенка, а также с его попечителем. Они дают родителям объективную оценку состояния ребенка и его успехов, а также могут помочь справиться с этим сложным переходным периодом.

Как правило, приступ тоски по дому проходит быстро и без последствий, но бывают и осложнения. Если после нескольких недель нет никаких признаков улучшения (телефон все так же названивает, ребенок отказывается участвовать в общественной жизни школы, а его успеваемость падает), пора переходить к активным действиям. Помимо попечителя, следует обратиться за помощью к руководству школы, воспитателям и, возможно, прибегнуть к помощи профессиональных психологов. Однако если вовремя принять превентивные меры, оставаться чутким и позитивным, то тоска по родному дому у ребенка должна пройти уже через две-три недели. 

Вернуться к списку

Подобрать программу
Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных