Как учить одаренного ребенка

iStock_000013103358XSmall.jpgОбучение одаренных детей – одна из главных и животрепещущих тем в образовании. Некоторые считают, что возможности получения хорошего образования предоставляются только обеспеченным детям вне зависимости от их способностей, другие не видят причины сгущения красок и полагают, что одаренный ребенок всегда найдет себе должное применение.

Быть одаренным значит быть другим.

Одаренные дети развиваются намного быстрее умственно, нежели физически, и процесс адаптации к окружающей среде и людям у них происходит не так легко, что и вызывает ряд специфических проблем.

В результате того, что некоторые дети усваивают информацию намного быстрее других, у них проявляется склонность к чувству тоски и разочарования. Подобные случаи – это своего рода вызов для родителей, учителей и самого ребенка, который, в конце концов, старается приспосабливаться к уровню большинства сверстников.

Одаренный или талантливый?

В департаменте образования Англии различаются понятия одаренный и талантливый ребенок:

· одаренные дети – это те, кто обладает заметными способностями в одной и более школьных дисциплин;

· талантливые дети – те, кто обладает способностями в различных видах искусства (например, в музыке, изобразительном искусстве, дизайне, драме, танцах) или физической культуре.

Некоторые школы (да и родители) предпочитают определение «более способный» ребенок, потому что таким образом производится менее претенциозное впечатление, нежели от определения «одаренный», которое более свойственно официальному языку.

Школам выделяют квоты в 10% учеников каждой возрастной категории, которых они могут занести в официальный список одаренных и талантливых детей.

Одаренный ли у меня ребенок?

У некоторых детей таланты проявляются слишком рано, в результате чего родители замечают, что их чадо необычайно умно для своего возраста. Как правило, процесс распознавания такого ребенка не происходит в результате только прохождения тестов IQ или получения высоких оценок в школе, но образуется вкупе разных показателей, включая выдвижение кандидата учителями и самими родителями.

Некоторые родители стремятся сверх меры выявить у своих детей те или иные таланты.

Родители – это люди с наилучшими возможностями наблюдать, развиваются ли у их чада способности и таланты, необычные для их возраста или среди их ровесников. Наглядные тому показатели – ребенок рано начал говорить, отличается необычайно высоким уровнем концентрации, способностью проводить оригинальную взаимосвязь между хорошими идеями.

Родители могут столкнуться с проблемами, когда ребенок только пошел в детский сад, потому что воспитатели с трудом признают, что одному из детей может наскучить то, чем другие с удовольствием занимаются постоянно. И это уже может стать проблемой! В данных ситуациях родителям и воспитателям стоит вместе обсудить, какой обучающей программы лучше придерживаться и какие задания давать более способным детям.

Присмотр за одаренным ребенком

Среди персонала школы должен быть отдельный человек, занимающийся исключительно одаренными и талантливыми детьми, в обязанности которого должен входить присмотр за соблюдением всех необходимых правил в отношении таких детей. Этот человек будет составлять отдельное расписание для одаренных детей, чем вдохновит педагогов и даст стимул школьникам развиваться и достигать наивысших результатов.

Хорошая школа постарается выявить наиболее способных учеников и создать наилучшие условия для их комфортного обучения. В школе должны быть приняты регламентированные правила обучения одаренных детей, которые должны находиться в открытом доступе и соблюдаться на практике так, чтобы в ходе проверок школьные инспекторы могли убедиться в этом. Данные правила должны включать в себя меры выявления способных детей и дальнейшего развития их способностей на каждой из ступеней их школьной жизни. Очень легко разрушить уверенность в себе любого ребенка, в особенности, если он талантливый и способный. Крайне важен вектор развития взаимоотношений таких детей с учителями, одноклассниками и родителями. Если ребенок несчастен или чувствует себя одиноким, то он может потерять свои способности.

Проблемы, встречающиеся на пути одаренного ребенка

· Успех не подразумевает популярность. Одаренным детям нелегко добиться признания успеха в современном мире, поэтому им приходится преодолевать немало испытаний и козней завистников.

· Зачастую способности одаренных детей не удается распознать,вместо этого их запугивают и даже предают.

· Иногда талантливые дети страдают сопредельными проблемами со здоровьем, у многих есть проблемы непосредственно с процессом обучения (дислексия, дисграфия, проблемы со слухом и др.), которые мешают одаренному ребенку развиваться.

· Уровень интеллекта ребенка заметно выше,чем требуют социальные обстоятельства.

· Общение со сверстниками осложняетсядругим направлением мышления одаренного ребенка.

· Задания в школе одаренные дети решают намного быстрее остальных, но им приходится ждать других, чтобы не показаться невежливыми выскочками.

· Идиома «повторенье – мать учения» - не для тех, кто привык все схватывать на лету.

· Ребенком может завладеть перманентное чувство скуки в случае, если учителя не понимают, как он мыслит и действует. Это может привести к тому, что ребенок начинает плохо себя вести и подвергается соответствующему наказанию.

В связи с вышеизложенным неудивительно, что молодой одаренный человек считает окружающую его действительность иногда очень запутанной!

Испорченный или одаренный?

В случае, если для одаренных детей не созданы подходящие условия работы во время школьных занятий, они начинают скучать. Это влечет за собой ряд последствий:

· «отключка» - витание в облаках на уроках.

· прогулы школы (по причине, например, выдуманного недомогания).

· плохое поведение, которое может принять форму клоунады, а порой и жестокости.

· поговорка «что получишь, то и пожнешь» оправдывает себя как нельзя лучше в данном случае. Когда уровень ожиданий невысок, ребенок учится и старается меньше и в результате приспосабливается к тем невысоким требованиям, что предъявляются всем остальным.

Нужно ли создавать особенные условия обучения для одаренных детей?

Наличие талантов или отличительных способностей не подпадает под категорию «особенные образовательные нужды», в связи с чем для создания отдельных условий обучения одаренных детей не привлекаются дополнительные государственные ресурсы. Если количество возникающих проблем не уменьшается (ребенок не хочет ходить в школу, скучает на уроках, несчастлив или стал замкнутым), родителям следует разрешать их мирным путем переговоров с директором школы и классным руководителем. Оценку ситуации следует давать в дальнейшем в случае, если сложности с поведением прогрессируют. Если родители хотят перевести ребенка на домашнее обучение, то им следует предварительно тщательно разобраться с тем, как обстоят дела непосредственно в школе, и просчитать возможные последствия всех альтернатив.

В случае, если родители и учителя не смогли найти лучший способ выхода из сложившейся ситуации, следует также прибегнуть к переводу на домашнее обучение. Таким образом, родители смогут сами определить интеллектуальные способности и потенциал их ребенка.

Обнаружение способностей у детей постарше вызывает чувство сожаления из-за упущенного времени.

Если не удастся выявить выдающиеся способности в раннем возрасте, то есть вероятность, что ребенок станет замкнутым, сольется с общей массой или начнет плохо себя вести - в результате любого из данных последствий его способности могут «спать» в течение многих лет.

Построение процесса всестороннего обучения одаренных детей

Роли родителей и школы одинаково важны в построении данного процесса. С помощью родителей ребенок сможет быть задействован во внеклассных мероприятиях и развивающих занятиях по вечерам, выходным и в праздники. Это поможет ребенку адаптироваться к жизни в обществе.

В школах практику отдельного обучения одаренных детей можно ввести в соответствии с возрастом ребенка, по аналогии с разделением курсов обучения на подготовительную, начальную и среднюю школу. Учителя начальных классов более опытны в разделении детей на группы по способностям и индивидуальному обучению. В некоторых школах дети могут даже заниматься на определенных уроках с более взрослыми детьми по предварительному согласованию.

В средней школе появляется еще больше возможностей для увеличения нагрузки на одаренного ребенка, тем не менее, ему также требуется индивидуальный учебный план на каждом из уроков в отдельности. Как правило, возможности предоставления подобных условий обучения разнятся в той или иной школе, однако за последние годы было сделано многое для их увеличения.

Должен ли одаренный ребенок учиться вместе с остальными детьми?

Сложность, возникающая при создании особой атмосферы обучения одаренных детей, заключается в том, чтобы вместе с тем сохранить их в едином коммуникативном пространстве с другими детьми. В некоторых случаях лучшим выходом становится перевод ребенка на 1-2 класса старше. Однако данное средство не является панацеей для всех: дети постарше могут отнестись отнюдь не дружелюбно к такому ребенку, кроме того, сам вундеркинд может быть не готов к общению с более взрослыми детьми.

По материалам http://www.goodschoolsguide.co.uk/

Вернуться к списку

Подобрать программу
Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных
Хотите быть в курсе новостей британского образования?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Нажимая на кнопку «Подписаться», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных, соглашаюсь получать новости от Bright.
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных