Поступление на бизнес и экономику. Часть 1

Как только учащийся задумывается о получении будущей специальности, ему следует, в первую очередь, провести некоторые исследования, а именно, поговорить с людьми, имеющими опыт обучения и работы в данной области. Также стоит начать с изучения сайтов университетов, на страницах которых можно найти реальные истории из жизни студентов и выпускников. Некоторые учебные заведения даже предоставляют контакты учащихся, с которыми можно связаться и уточнить всю интересующую информацию. Полезно будет и поговорить с людьми, которые работают в бизнесе, с экономистами и бухгалтерами. Бесценным опытом будет возможность пройти практику в сфере, т.к. это не только украсит мотивационное письмо, но и позволит разобраться, действительно ли данная карьера придётся по вкусу будущему абитуриенту.

Конкуренция за места в рейтинговых университетах весьма напряжённая, так, многие абитуриенты, подающие заявки на обучение, в результате получают предложение места только через прохождение системы Clearing, либо в учебных заведениях, выбранных в качестве запасного варианта. Работодатели обращают пристальное внимание на то, какой именно университет и какую программу закончил студент, поэтому очень важно заблаговременно подумать об учебном заведении, обучение в котором пойдёт на пользу в будущих карьерных планах.

По данным UCAS, в 2013 году на специальности по экономике и менеджменту поступило 52.170 заявок, а предложения места получили лишь 7.875 абитуриентов. В университетах, занимающих верхние позиции рейтингов, в среднем приходится от 15 до 20 заявок на одно место. Так, в 2013 году LSE получила 12 заявлений на место. Не сложно предположить, что у британских студентов картина с поступлением обстоит намного успешнее, нежели у абитуриентов из-за рубежа. В 2013 году, по результатам UCAS, предложения места получили 77% британцев, 54% абитуриентов из Евросоюза и 53% - учащихся из других стран мира.

Обучение на программах по бизнесу, экономике и смежных специальностях

В 2015 году 273 университета и колледжа Великобритании предлагали более 3 тысяч программ по бизнесу, 110 учебных заведений – более 1 тысячи курсов по экономике, - и ещё 137 ВУЗов – более 800 программ, связанных с финансами.

В попытке разобраться между различиями в курсах и выбрать наиболее подходящий, любой абитуриент столкнётся с тем, что большинство из них практически одинаковы, на первый взгляд трудно сказать однозначно, в чём разница между бизнесом, бизнесом и менеджментом, бизнес менеджментом или, например, банковским делом и финансами и международным банковским делом. Здесь важно обратить внимание на структуру всех трёх курсов обучения, ведь студенты потока бизнес будут посещать лекции по менеджменту наравне с учащимися на менеджменте; помимо этого, на втором и третьем году обучения ВУЗы предлагают выбрать те или иные блоки предметов, поэтому каждый студент сможет изучать то, что интересно именно ему. Подробное изучение структуры курса пригодится, в том числе, и для прохождения интервью, т.к. позволит более уверенно обосновать приёмной комиссии, почему была выбрана именно эта программа.

Помимо этого, курсы с, казалось бы, одинаковым названием могут значительно отличаться по вступительным требованиям, как в плане экзаменационных баллов, так и относительно требуемых предметов на A level. Составляя рекомендательные письма, преподаватели указывают в них предварительные оценки, поэтому очень важно узнать заранее, на какие результаты стоит рассчитывать, чтобы правильно выбирать учебные заведения. Так, если предположительные баллы составляют ABB, то стоит выбрать три ВУЗа, требующих ABB, один, который просит BBB, и ещё один с вступительными требованиями BBC.

Выбирая курс, помимо прочего, каждый абитуриент окажется на следующем распутье: программа, предлагающая изучение одной специальности или сразу нескольких. Последний вариант больше подходит для тех учащихся, которые не до конца уверены в своём карьерном пути. Смешанные специальности могут включать изучение как смежных, так и диаметрально противоположенных предметов; они либо не предполагают никаких предварительных знаний в области второй дисциплины, либо в качестве непременного условия указывают изучение данного предмета по школьной программе.

Большинство курсов, связанных с коммерцией, например, бухучёт, банковское дело или страхование, включают в себя модули, дающие льготы в прохождении профессиональных экзаменов, необходимых для дальнейшей работы по специальности. Узнать об этом можно, уточнив, аккредитованы ли программы университета той или иной профессиональной организацией.

Некоторые ВУЗы предлагают так называемые sandwich degrees, продолжительность обучения на которых составляет в общей сложности четыре года, т.к. третий курс полностью посвящён прохождению практики или же обучению в зарубежном университете. Плюс подобных программ состоит в том, что к моменту окончания университета у студента уже имеется опыт работы в сфере. Рассматривая данные курсы, стоит заранее выяснить, связи с какими компаниями поддерживает университет, а также узнать у выпускников об их опыте работы.

Возможность обучаться за рубежом также может заинтересовать некоторых абитуриентов, срок подобных стажировок может достигать от одного триместра до целого академического года.

Опыт работы

Не секретом является то, что наличие опыта работы всегда играет в пользу абитуриента. Умение продемонстрировать заинтересованность в предмете обучения и глубокое знание выбранной области могут сыграть на руку и убедить приёмную комиссию предпочесть именно этого студента. Помимо прочего, исследование High Fliers, проведённое в 2014 году, показало, что Топ-100 работодателей выбирают учащихся, получивших опыт работы в сфере во время обучения в университете.

За последние годы наличие опыта работы становится всё более и более важным фактором, по которому члены приёмной комиссии отбирают будущих студентов. Блестящая академическая успеваемость недостаточна для получения места в такой жестокой конкурентной среде. Одним из решающих пунктов являются серьёзные планы абитуриента об обучении на выбранном курсе, именно поэтому возможность указать в мотивационном письме о стажировке, её связи с выбранными предметами на A level и влиянии на будущий карьерный путь, так важны для успешного рассмотрения документов.

Если учащийся решил взять gap year после окончания школы, то, желательно, хотя бы часть его потратить на работу в интересующей сфере. Данный опыт будут учитывать не только приёмная комиссия университета, но и будущие работодатели, наравне с академической успеваемостью абитуриента.

Подводя итог всему вышесказанному можно смело утверждать, что наличие опыта работы:

  • выгодно украсит мотивационное письмо;

  • даст возможность взглянуть на мир бизнеса и финансов изнутри;

  • позволит разобраться, какая именно сфера имеет наибольшую привлекательность для студента;

  • является более плавным переходом от школьной скамьи в мир полной занятости;

  • поможет завязать необходимые знакомства в профессиональной среде;

  • разнообразит резюме, сделав его более внушительным;

  • позволит обзавестись выгодными рекомендательными письмами.

Однако получить опыт работы в интересующей сфере не всегда бывает очень просто, и члены приёмной комиссии понимают это, как никто другой, поэтому ни в коем случае не выдвигают данный пункт в качестве обязательного условия для поступления. В такой ситуации подойдёт любая работа, которая позволит продемонстрировать использование в её процессе качеств, необходимых для обучения и дальнейшего трудоустройства по специальности. Например, работа официантом продемонстрирует коммерческую осведомлённость, опыт в области общения с клиентами и понимание функционирования бизнеса.

Существует большое количество организаций, предлагающих волонтёрские проекты, прохождение которых также будет являться отличным практическим опытом. Можно связаться с компаниями напрямую, обратиться за советом к членам семьи и друзьям, преподавателям.

Также стоит обратить внимание на резюме, ведь начать составлять его лучше раньше, чем позже. Резюме – это краткое содержание того, чем студент занимался до настоящего момента. В нём обычно указывают имя и контактные данные, дату рождения и национальность, образование и полученные квалификации, опыт работы и приобретённые навыки, интересы и хобби, а также контактные данные тех, к кому можно обратиться за получением рекомендательных писем.

К резюме необходимо приложить сопроводительное письмо, именно его работодатели читают в первую очередь. Желательно адресовать его конкретному лицу; в первом абзаце указать цель документа, во втором – показать заинтересованность в данной профессиональной сфере и наличие необходимых навыков и умений; также немаловажно продемонстрировать знания о компании.

Успешных кандидатов всегда приглашают на интервью, к которому, безусловно, тоже стоит готовиться, а именно:

  • продумать, почему интересна данная работа и именно в этой компании;

  • ознакомиться с организацией, изучив сайт и каталоги;

  • осмыслить основные качества, которые работодатель ищет в соискателе, и продемонстрировать их в процессе беседы;

  • наметить несколько вопросов, которые можно будет задать в конце интервью;

  • быть вежливым и уверенным в себе.

В процессе прохождения практики необходимо придерживаться следующих правил:

  • подробно записывать полученный опыт в дневник;

  • произвести впечатление;

  • проявлять энтузиазм и профессионализм;

  • корректно себя вести;

  • быть организованным;

  • заводить знакомства.

Исследования High Fliers показывают, что подавляющее большинство выпускников устраиваются на работу в компании, где проходили практику в процессе обучения.

Выбор программы обучения

Важно помнить, что получение степени по бизнесу, экономике или менеджменту вовсе не является обязательным требованием для получения работы, и, что более важно, высокой зарплаты. Однако обучение по специальности может дать отличный старт в мир бизнеса и финансов после окончания университета.

Подавая заявку через UCAS абитуриент может выбрать 5 программ, отталкиваясь от интересующего предмета изучения, университета и академической успеваемости.

Поскольку университетов, предлагающих изучение бизнеса, экономики и менеджмента, довольно много, стоит для начала сузить потенциальный список до 10-20 штук, после чего:

  • связаться с выбранным университетом и попросить выслать проспекты и брошюры;

  • посетить сайты учебных заведений;

  • сходить на день открытых дверей и пообщаться со студентами;

  • поговорить с профессионалами в данной области и узнать их мнение о ВУЗах и предлагаемых программах;

  • проверить вступительные требования университетов;

  • изучить все опции, которые предлагает интересующая специальность;

  • выяснить, включает ли курс практику/стажировку;

  • уточнить, является ли обучение за рубежом частью программы;

  • понять, какой инфраструктурой обладает университет;

  • узнать о квалификации преподавателей.

В попытке отобрать 5 учебных заведений, стоит обратить внимание на рейтинг университетов, например The Times и The Complete University Guide. Однако важно понимать, что официальных рейтингов не существует, и при их составлении берутся в расчёт различные критерии, поэтому, в зависимости от рейтинга, позиция ВУЗа может значительно меняться.

Также за помощью можно обратиться к The National Student Survey – большому опроснику, который заполняется непосредственно выпускниками. Это отличный способ выяснить из первых рук о возможностях, открывшихся перед бывшими студентами после окончания университета, а также узнать об их мнении насчёт качества обучения и самого ВУЗа.

В течение полугода после выпуска университеты связываются с бывшими студентами для того, чтобы выяснить, какая часть из них нашла работу, какая – взяла gap year, а какая так и осталась не трудоустроена. Данную статистику можно посмотреть на сайте unistats.gov.uk, там же найдутся сведения о процентном соотношении юношей и девушек и многом другом.

Те студенты, кому и этого недостаточно, могут обратиться к Quality Assurance Agency – Управлению по обеспечению качества в образовательной сфере, - которые проверяют учебные заведения и выкладывают отчёты.

Для большинства студентов основным критерием отбора ВУЗа будут именно результаты A level, однако, стоит подумать и о том, какую инфраструктуру предлагает учебное заведение, а также о качестве образования, например, выяснив, количество студентов в группах.

Существует несколько типов университетов: старые, новые и колледжи высшего образования. Первая группа – традиционно сильные академические ВУЗы, как правило, с более высокими требованиями к поступающим и великолепным оснащением. Ко второй группе относятся те ВУЗы, которые до 1992 года были политехническими университетами, институтами или колледжами. Они по-прежнему поддерживают крепкую связь с индустрией, имеют более гибкую систему поступления и современный подход к обучению. Колледжи высшего образования – специализированные учебные заведения, предоставляющие своим студентам отличные возможности для обучения по выбранной специальности, не смотря на собственные размеры; порой они являются филиалами крупных университетов.

Помимо этого на территории Великобритании есть частные университеты, которые либо сами присуждают степени, либо те, что пользуются аккредитацией зарубежных ВУЗов. К таким относятся, например, University of Buckingham, BPP University College, Regent`s и New York University в Лондоне. Частные ВУЗы не получают государственной поддержки и сами устанавливают стоимость обучения.

Что касается работодателей, то некоторые из них, в первую очередь, обращают внимание на то, какой именно университет закончил студент; другие же смотрят на оценки в дипломе.

Помимо академических показателей при выборе университета стоит обратить внимание на местоположение, территорию кампуса, финансовую составляющую, условия проживания и развлекательные мероприятия, которые предлагает учебное заведение.

Подача заявления через UCAS

Подать заявку на обучение можно на сайте UCAS, при этом необходимо заполнить 6 секций:

1. Персональные данные. Здесь указывается информация об имени, фамилии, национальности, способе финансирования.

2. Студенческое финансирование.

3. Выбор университета - до пяти ВУЗов.

4. Уровень образования, т.е. результаты экзаменов и сведения об учебных заведениях, в которых учился абитуриент.

5. Опыт работы.

6. Мотивационное письмо.

После заполнения всех секций преподаватели должны будут отправить свои рекомендательные письма.

Чтобы правильно подойти к процессу выбора университета, следует придерживаться следующих временных рамок: учась на Year 12, в мае-июне стоит начать размышлять о дальнейшем месте обучения и, желательно, посетить кампусы интересующих учебных заведений; в июне-июле составить список программ, а в августе запастись проспектами и брошюрами.

В сентябре, обучаясь на Year 13, самое время заполнить форму UCAS. Важно помнить, что для поступающих в Оксбридж deadline для подачи заявок наступает 15 октября, в то время как в остальных ВУЗах – 15 января. В ноябре университеты проводят дни открытых дверей, а в Оксбридже проходят вступительные испытания. В апреле учебные заведения начинают рассылать предложения места, в соответствии с чем, до 15 мая абитуриент должен сделать выбор в пользу того или иного ВУЗа. Летний период полностью посвящён экзаменам, результаты которых система UCAS и университеты получают автоматически, после чего UCAS свяжется с абитуриентом для окончательного подтверждения места. В случае если студент учится за рубежом, он должен самостоятельно отправить результаты экзаменов в приёмную комиссию университета.

В середине августа начинается система Clearing, которая доступна для студентов, не получивших положительных известий из выбранных им ранее учебных заведений. Те учащиеся, которые справились с экзаменами успешнее, чем рассчитывали, в свою очередь, могут воспользоваться системой Adjustment и подать заявки в ВУЗы с более строгими отборочными критериями.

Некоторые ВУЗы, как например Оксбридж, проводят собственные вступительные испытания для абитуриентов, и принимают решение о приглашении на интервью, опираясь не только на результаты A level, но и на данные внутреннего тестирования. Помимо этого LSE предлагает пройти тестирование тем студентам, которые учились не по традиционной британской системе; так письменный тест длится три часа и проверяет уровень английского и математики.

Многие члены приёмной комиссии приветствуют инициативу студентов взять gap year после окончания школы, однако, украсит ли данный факт мотивационное письмо или нет, зависит лишь от того, чем именно учащийся планирует заниматься в этот временной промежуток. У таких абитуриентов есть две возможности: подавать заявку на обучение на год вперёд, учась в последнем классе школы, либо отправлять документы в начале gap year, когда результаты A level уже известны.

У обоих из этих путей есть свои плюсы. Так, действуя по первому сценарию, в августе месяце, ещё до начала gap year, абитуриент уже будет знать, куда он пойдёт учиться через год, ему не придётся подстраивать свои планы под даты интервью в выбранных ВУЗах, в случае отрицательного ответа из университетов, у учащегося есть шанс подать заявки повторно в течение gap year. Во втором же случае студент уже знает свои экзаменационные результаты, поэтому гораздо более здраво оценивает свои шансы на успех.

Основная цель gap year – получить опыт работы, набраться жизненного опыта, обрести независимость и зрелость или же заработать денег на продолжение образования.

После того как университет рассмотрел документы абитуриента, учащийся получает ответ, который может быть условным или безусловным предложением места, а может быть и отказом. В случае условного предложения места учебное заведение сопроводит студента инструкцией, подробно указывающей, каких результатов нужно достичь, чтобы статус поменялся на безусловный. Как правило, безусловное предложение места получают лишь те студенты, которые уже имеют на руках результаты экзаменов A level, к ним чаще всего относятся учащиеся, взявшие gap year. В случае если все 5 выбранных ВУЗов отрицательно ответили на заявку, абитуриент может воспользоваться системой UCAS Extra, позволяющей выбрать ещё одно учебное заведение. К этому же сервису может прибегнуть и студент, отклонивший все поступившие предложения места и изменивший предпочтения по ранее выбранным университетам и специальностям.

С момента получения пятого ответа от ВУЗов у абитуриента есть месяц на раздумья, какой из университетов оставить в качестве твёрдого выбора, а какой – в качестве подстраховочной опции.

Вернуться к списку

Подобрать программу
Хотите быть в курсе новостей британского образования?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь получать новости от Bright.
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?