Поступление на медицинскую специальность. Часть 1

Всего 40% абитуриентов, подающих заявки на обучение медицине, получают предложение места. Это связано в первую очередь с тем, что количество медицинских школ сильно ограничено, а большинство студентов, даже имеющих блестящие оценки в аттестатах, просто не подготовлены должны образом. Британские учащиеся более успешны – 11% из отправивших документов получают предложение места; среди иностранных студентов числа значительно ниже - 4%. Количество девушек среди абитуриентов превалирует и составляет 57%. Приятной новостью является лишь то, что из года в год количество доступных мест для обучения на данных специальностях увеличивается.

В идеале, процесс подготовки стоит начинать минимум за два года до поступления в университет. Успешные абитуриенты должны получить AAA на экзаменах, а некоторые университеты, как то Оксбридж, Сассекс и Брайтон, требуют А*. Однако, успех зависит далеко не только от оценок; хорошие доктора должны обладать множеством качеств, и задача приёмной комиссии – распознать такого абитуриента из тысячи.

Не все учащиеся поступают сразу после окончания A level: одни пересдают экзамены, другие берут gap year.

Чтобы добиться максимальной непредвзятости, комплект документов, поданный через UCAS, проверяется сразу несколькими экзаменаторами. Приёмная комиссия ставит перед собой цель найти разносторонних абитуриентов, которые обладают успешными коммуникационными навыками, имеют блестящие академические результаты и преисполнены энтузиазма.

Обучение на медицинских специальностях

Все программы по медицине тщательно разрабатываются Генеральным медицинским советом и составляются таким образом, чтобы студент во время обучения получил не только обширные академические знания, но и богатый опыт. Основное отличие медицинских школ от всех остальных – это используемый метод обучения. В конце пятилетнего курса учащиеся получают степень бакалавра медицины или бакалавра медицины и хирургии – MB или MBBS соответственно; после чего им предстоит ещё отучиться в докторантуре.

Сама структура программ по медицине примерно одинакова; большинство университетов предлагают двухгодичный курс доклинической подготовки, который завершается трёхгодичной ординатурой. Однако школы различаются по форме подачи материала, вследствие чего очень важно ознакомиться со структурой курса выбранного учебного заведения.

Все медицинские курсы подразделяются на классические, проблемно-ориентированные и интегрированные.

Традиционные программы придерживаются многовековых традиций в обучении, на них используются дидактические методы, они базируются преимущественно на лекциях. На сегодняшний день лишь единичные ВУЗы предлагают подобные системы, к ним относятся, например, Oxbridge и St Andrews.

Проблемно-ориентированные курсы рекомендованы Генеральным медицинским советом и впервые были предложены такими университетами, как Ливерпульским и Манчестерским, после чего их начали продвигать East Anglia, Hull York, Keele, Peninsula, Sheffield и другие школы. Программа отличается пациентоориентированным подходом: уже на первом году обучения студенты активно вовлечены в клиническую практику, благодаря чему академический материал мгновенно используется и проверяется на практике.

Интегрированный подход сочетает в себе описанные выше типы обучения и является отличным компромиссом между данными программами; количество часов, которые студенты проводят, работая с пациентами, на первых годах обучения достаточно невелико.

Во время обучения медицине многие учащиеся делают выбор в пользу промежуточных программ, которые доступны сразу после успешного окончания доклинического этапа. Как правило, это одногодичный курс, во время которого студенты концентрируются на глубоком изучении выбранного предмета, после чего продолжают обучение в ординатуре. Доступен широкий выбор специальностей, в том числе биохимия, анатомия, психология, медицинское право, этика, история медицины и другие. Таким образом, за пять лет обучения студенты получают сразу две степени – бакалавра медицинских наук и бакалавра медицины/медицины и хирургии. На промежуточных программах учащиеся вовлечены в исследовательскую деятельность и лабораторные проекты, что является дополнительным плюсом при дальнейшем обучении в докторантуре. Одним из учебных заведений, предлагающих промежуточные курсы, является King`s College London, поступить на данную программу можно как после второго и третьего, так и после четвёртого года обучения на бакалавриате. Среди специализаций учебное заведение предлагает такие, как анатомия, человеческая и эволюционная биология, клиническая фармакология, трансплантационная медицина, клиническая и молекулярная эндокринология, женское здоровье, человеческая генетика, геронтология, иммунобиология, философия, психология, физиология и многие другие.

В самом конце обучения на бакалавриате учащиеся могут взять факультатив, продолжительность которого, как правило, составляет два месяца. В течение этого времени студент участвует в небольшом проекте, при этом имея возможность пройти стажировку в любой стране мира при госпитале или клинике, одобренной университетом. Это может быть работа в больнице в развивающемся государстве, либо, например, в службе санитарной авиации Австралии.

Подача заявки на программы по медицине

Прохождение интервью является неотъемлемой часть процесса поступления. Решение же о его проведении, либо об отказе в месте, принимается посредством рассмотрения комплекта документов, отправленных в учебное заведение через систему UCAS.

Как правило, в сентябре-октябре медицинские школы получают от 1,5 до 2 тысяч заявок, которые равномерно распределяются между членами приёмной комиссии, которая в основном состоит из действующих докторов, выбирающих примерно 15-25% кандидатов для последующего приглашения их на интервью.

Подавляющее большинство абитуриентов имеют отличные баллы экзаменов GCSE и AS, а также перспективу получения блестящих оценок по окончании A level. Помимо прочего, они также имеют опыт участия в волонтёрских проектах или наблюдения за работой практикующих докторов.

На территории Великобритании действуют 33 медицинские школы, аккредитованные Советом медицинских школ. Согласно UCAS студент может подавать заявки одновременно в четыре медицинские школы; при этом желательно придерживаться следующих правил:

  • Выбрать как минимум три учебных заведения, которые принимают учащихся, пересдающих финальные экзамены. Таким образом, абитуриент, приглашённый на интервью, но впоследствии не набравший нужного количества баллов на выпускных испытаниях, освобождается от необходимости повторной устной беседы.

  • Некоторые медицинские школы не проводят интервью с абитуриентами. Поэтому учащимся, уверенным, что убедительнее их кандидатуры выглядят именно на бумаге, стоит непременно включить подобные университеты в свой список.

  • Зачастую медицинские школы находятся поодаль от основных кампусов университетов, и, соответственно, учащиеся подобных ВУЗов не имеют возможности общаться со студентами других специальностей и, таким образом, не могу разнообразить досуг, постоянно находясь лишь в круге единомышленников.

  • Не смотря на то, что все медицинские школы отлично оснащены и соответствуют высочайшим стандартам, структура программ разнится в зависимости от ВУЗа. Так, например, одни учебные заведения придерживаются телесного подхода, изучая сердечнососудистую систему, другие отдают дань предметному, предлагая изучать медицину в разрезе анатомии, биохимии и прочих наук.

  • Система обучения, как то традиционный, предметно-ориентированный и интегрированный подходы, также отличается от ВУЗа к ВУЗу.

  • Одни медицинские школы предлагают промежуточные программы, другие – факультативы.

Т.к. UCAS позволяет подавать заявки сразу в пять учебных заведений, но, как и было сказано выше, лишь в четыре медицинские школы, у абитуриентов остаётся ещё одна попытка, которую можно использовать, например, для поступления на прикладную программу, например, биомедицину, и, таким образом, подстраховать себя на случай неудачи. Medipathway College в Лондоне предлагает подобный двухгодичный курс, разработанный специально для студентов, желающих продолжить обучение на медицинских специальностях после его окончания.

Поступление в медицинские школы Оксбриджа стоит особняком, попасть сюда намного сложнее, чем в любое другое учебное заведение. При этом важно помнить, что подать заявку одновременно как в Оксфорд, так и в Кембридж нельзя – абитуриент должен выбрать заранее, в каком из ВУЗов он хочет пройти обучение.

Что касается предметов на GCSE для студентов, желающих в дальнейшем обучаться медицине, то здесь стоит выбрать максимально возможное количество дисциплин и никак не менее восьми. В число предметов GCSE, например, необходимо включить, науку, английский и математику, а на A level взять две дисциплины из научного цикла, предпочтительнее химию и биологию, и математику; ни в коем случае нельзя брать объединённые науки, лучше изучать все три предмета по отдельности. Четвёртым предметом на AS будет выгодно смотреться психология, социология или иностранный язык. Приёмная комиссия обращает пристальное внимание на только на результаты последнего года A level, но и в равной степени на результаты AS и GCSE.

Тесты на проверку способностей являются неотъемлемой частью процесса поступления в некоторые учебные заведения, они включают в себя UKCAT и BMAT.

UKCAT оценивает профессиональную пригодность, его предлагают 25 ВУЗов. К тесту нельзя подготовиться, он проводится на компьютере в одном из авторизованных центров, которые расположены в разных странах мира. Он состоит из пяти частей и последовательно оценивает вербальное, количественное, абстрактное и ситуативное мышления, а также умение абитуриента принимать решения. Продолжительность UKCAT составляет 2 часа.

BMAT, в свою очередь, оценивает академический уровень абитуриента. Он проводится в ноябре и состоит из трёх частей: способности и навыки, в том числе умение решать проблемы, приводить аргументированные доводы, анализировать данные и делать логичные выводы; научные знания и их применение; эссе. Тест пишется на бумаге и также длится 2 часа.

Продемонстрировать увлечённость медициной абитуриент может различными способами, например, читая специализированные журналы и книги, просматривая программы о здоровье и сериалы по теме, посещая курсы оказания первой помощи и т.д. Также важно приобрести хотя бы небольшой практический опыт, либо просто понаблюдать за работой профессионалов, а можно принять участие в волонтёрском проекте, например, по борьбе со СПИДом.

Одним из самых важных составляющих комплекта документов является мотивационное письмо, которое обязательно должно объяснять, почему абитуриент желает стать врачом, что именно он знает о данной профессии и является ли он подходящим кандидатом в студенты именно этого учебного заведения, обладает ли набором качеств, необходимых для работы в данной области.

Немаловажно помнить о том факте, что мотивационное письмо не должно состоять из более чем 4 тысяч знаков, включая пробелы, а также не должно растягиваться более чем на 47 строк. Данный документ – возможность продемонстрировать приёмной комиссии всецелую преданность медицине и правильную мотивацию. Например, можно упомянуть случай из жизни, после которого проснулся интерес к медицине: визит к врачу, беседа с другом семьи, лекция в школе, участие в проекте по биологии.

Рекомендательные письма могут быть подготовлены директором школы, заведующим резиденцией, тем или иным преподавателем. Как правило, они пишут о личности студента, а также о вкладе в социальную жизнь школы и об академических достижениях, помимо прочего обязательно указывая, почему именно этот абитуриент – идеальная кандидатура для обучения на медицинских специальностях. Таким образом, студент, ещё учась в школе, должен продемонстрировать всем набор личностных качеств, необходимый для профессиональной карьеры в данной сфере. Составитель рекомендательного письма обязательно укажет предположительные оценки учащегося; и здесь важно понимать, что если они окажутся ниже тех, что требует учебное заведение, то со 100% уверенностью можно гарантировать отрицательный исход.

Подавляюще большинство заявок на обучение отправляется через онлайн платформу UCAS. Процесс подачи заявок начинается 1 сентября и заканчивается 15 января, однако, когда речь идёт об обучении на медицине, важно помнить, что подать заявку нужно до 15 октября. Теоретически, можно отправить документы в ВУЗ и позднее, но, как правило, университеты просто не станут их рассматривать.

В течение месяца после подачи заявки на обучение ВУЗы связываются с заинтересовавшими их студентами и приглашают на интервью.

Вернуться к списку

Подобрать программу
Хотите быть в курсе новостей британского образования?
Подпишитесь на нашу рассылку!
Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы соглашаетесь получать новости от Bright.
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?