Мы заложники печатного слова, но только почерк может передать настоящую красоту

handwriting250.jpg

 Учебный план сводит к минимуму рукописный текст. Но только ручка может передать смысл, скрытый на  экране.

 Когда вы в последний раз писали письмо, которое было написано именно от руки? Многие все еще с  большим трудом пишут письма благодарности, поздравления и соболезнования. Когда читают записки и  наспех написанные послания, то не всегда могут расшифровать смысл. Скорость письма у нас уже давно  сильно понизилась, поэтому трудно представить, как можно справиться со студенческим эссе. Когда  многие видят страницу, написанную ими собственноручно, понимают, что это просто каллиграфический кошмар.

Немного удивительно, что школы на западе вообще прекращают преподавать технику каллиграфического письма. В прошлом месяце система финского образования решила, что детям нужно только имитировать печатные буквы, в то время как основной упор нужно делать на компьютерные навыки. В США, где каллиграфия священна так же, как и конституция, почти все штаты сделали уроки письма необязательными. Конференция, проведенная три года назад по поводу уроков письма в школах, показала, что только треть учителей все еще учат письму, 8% используют печатный текст, а большинство совмещают и то и другое. Завитки, петельки, верхние и нижние элементы строчных букв уже давно ушли в прошлое, так же, как и сигналы рукой во время дорожного движения или пришивание пуговиц.

Британия не может отставать. Консервативный стиль британского преподавания все-таки настаивает, чтобы детей учили писать каллиграфическим почерком, как только они уже могут уверенно выводить буквы и писать с правильным наклоном. И все же в прошлом году опрос выявил, что треть респондентов не брали в руки ручку и бумагу около 6 месяцев. Они не видели в этом необходимости. Зачем использовать пять пальцев, когда справится и один? Зачем рисковать, что ваш рукописный текст не будет понят, если печатный сможет прочитать любой человек. Финальный тест любого средства коммуникации- то, насколько эффективно передано послание. Письмо - это язык, как и любой другой. Те, кто считали, что печатное слово умрет, как только наступит бум мобильных телефонов, были сильно неправы. Общение по телефону не так популярно на самом деле. Мы предпочитаем писать сообщения, поскольку это делает нас более “удаленными”, менее эмоциональными и, таким образом, для нас это безопаснее. Интернет помог возродить письменное общение, речь даже не идет именно о рукописных текстах.

Многие спокойно к этому относятся. Мы можем летать, не понимая аэродинамики. Мы можем водить машину, не зная ее внутреннего устройства. Мы используем компьютеры, не имея представления об алгоритмах и кодах. Мы приспосабливаемся к инновациям, нам некогда изучать практики прошлого. Если мы больше не пишем ручкой, то зачем пробовать?

Финские специалисты уверены, что, если дети знают элементы алфавита, то учить их каллиграфии просто бессмысленно. Они никогда не увидят красивый почерк на экране (за исключением определенных программ), им будет доставлять неудобство переключаться с заглавных букв на строчные. А сейчас мы можем наговорить речь в телефон и увидеть напечатанным все, что мы сказали. Со временем отпадет необходимость и знать расположение букв на клавиатуре компьютера. Вообще использование клавиатуры в принципе уже считается большим достижением. Ее применение уже давно могло сойти на нет.

Большинство споров в США приводят к тому, что нужно использовать как письмо рукой, так и клавиатуру. Многие образовательные организации утверждают, что письмо нужно упрощать, не нужны завитки и петельки. Когда используется вместе рукописный шрифт и печатный, некоторые буквы соединены между собой, а некоторые нет. Строчные буквы путаются с заглавными, если они похожи по написанию. Вопрос в том, сколько учителя будут терпеть это все. Ученые говорят о переходном периоде от скорописи к печатным буквам, как например, Швеция вдруг перешла на правостороннее движение в 1967 году. Учителя очень любят правила.

И все же скоропись является одним из тех немногих навыков, которыми до сих пор пользуются люди. Рукописный шрифт может быть так же не нужен многим учащимся, как и алгебра или периодическая система химических элементов. Но оно объединяет активную деятельность мозга и руки: что и называется каллиграфией. Это процесс эстетического творчества.

Восточные культуры придают огромное значение искусству чистописания. В Кабуле один пожилой мастер создавал очень замысловатые надписи каллиграфии Дари, после чего продавал их за большие деньги. В Китае владение искусством каллиграфии является неотъемлемым требованием для каждого культурного человека. Нет большего удовольствия, чем смотреть на написание символов на Хинди, арабском, персидском или тайском языках. И, возможно, не случайно победителем мирового первенства по чистописанию стал Амол Жайрант Шарф из Индии. Он умудрился превратить страницу невзрачного текста на английском в произведение искусства.

Техника письма очень высоко стилизована. Но то чистописание, которому учат детей в США и Франции, настолько формально, что каждый почерк выглядит одинаково. Все англичане пишут очень хаотично.

Почерк должен быть свободным. Это несомненный способ выражения личности. Например, компьютеры могут прочесть индивидуальные черты даже по одной букве. Мы любим писать свои имена какими-нибудь замысловатыми, трудночитаемыми значками. Это наш символ, наш собственный иероглиф.

Рукописный текст- это выражение значения. Любовное послание передает смысл через каллиграфию, вкладывая его в завитки и петельки, размер и наклон букв. Любое послание, скрытое в напечатанном тексте, теряет все богатство значения или перевода.

Ученые считают, что триумф печатного текста будет очень коротким. Конечно, при ручном письме мы сразу вспоминаем о бумаге и почтовых офисах. Поэтому набор текста на компьютере кажется удобным. Возможно, отдельные буквы скоро снова вернутся к рукописному написанию из-за необходимости писать быстро. Появятся новые шрифты и орфография. Изменится письменность, как и любой язык. Но только пусть это будет красиво.

По материалам http://www.theguardian.com/

Мы заложники печатного слова, но только почерк может передать настоящую красоту  Учебный план сводит к минимуму рукописный текст. Но только ручка может передать смысл, скрытый на  экране.

Вернуться к списку

Подобрать программу
Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных
Мы поможем найти быстрее то, что Вам нужно
Хотите мы Вам перезвоним?

Нажимая кнопку «Отправить», я принимаю условия Соглашения и даю свое согласие на обработку моих персональных данных